30 октября, 2012

Станция Аточа. Estación de Atocha.

Станция Атóча (Estación de Atocha) является крупнейшим железнодорожным узлом Мадрида и всей Испании.
Первая попытка создания железной дороги в Мадриде принадлежала Хоакину Визкаино (Joaquín Vizcaíno) - меру города Мадрида, маркизу Понтехос (Marqués viudo de Pontejos), который в 1829 году попытался продвинуть проект по соединению Аранхуеса с Мадридом с помощью железной дороги. Но идея так и не достигла цели по экономическим причинам.
Впоследствии такая же участь постигла и испанского инженера Педро де Лара и Мелиа (Pedro de Lara y Meliá).
Наконец, в эпоху правления королевы Изабеллы II (Isabel II), Хосе де Саламанка и Майол (José de Salamanca y Mayol) - Маркиз Саламанки (Marqués de Salamanca) - приглашает французского инженера Эугенэ Флачата (Eugène Flachat) и по проекту архитектора Виктора Леноира (Víctor Lenoir) возобновляется строительство станции, начатое 4 мая 1846 года.
Официальное открытие станции состоялось 9 февраля 1851 года. В день открытия было произведено первое путешествие между Мадридом и Аранхуэсом, в котором приняли участие королева Изабелла II и ее свита.
В 1981 году
Во время Рождественского пожара 1864 года пострадала бòльшая часть здания. Правительство принимает решение построить новое здание станции, для которого было представлено несколько проектов. В результате длительных разработок, в марте 1890 года был издан королевский указ о начале строительства нового здания по проекту архитектора Альберто де Паласио (Alberto de Palacio), ученика знаменитого Густава Эйффеля (Gustave Eiffel). К концу 1892 года был полностью закончен вестибюль и 8 декабря 1892 года состоялось его открытие. Вокзал получил название Южной Станции (Estación del Mediodía или Estación del Sur). Здание станции превосходило по размерам многие станции европейских столиц и считается шедевром железнодорожной архитектуры девятнадцатого века.
С 1985 по 1992 год были произведены реставрация, реконструкция и расширение вокзала под руководством и по проекту архитектора Рафаэля Монео (Rafael Moneo). С этого времени в старом здании, сохранённом в своём первоначальном виде, находится великолепный тропический сад с множеством экзотических растений: огромных пальм, утопающих своими стволами в диковинных травах и ярких цветах, гигантских папоротников, ажурные листья которых склоняются над мозаичными пешеходными дорожками. Под сенью пальм притаился небольшой пруд, усеянный камнями, на которых нежатся многочисленные черепахи. Между камнями в прозрачной воде деловито снуют яркие подвижные рыбки. В зале прекрасно дышится, воздух напоен экзотическими ароматами тропиков.
Свою печальную известность вокзал получил 11 марта 2004 года из-за серии кровавых террористических атак. Именно тут взорвались первые бомбы в одном из поездов, вошедших на станцию, а минутами позже взрывы произошли на втором поезде, находящемся всего в полкилометре от станции. В последуюшие после теракта дни в вестибюле вокзала было зажжено множество красных свеч, а позже был воздвигнут мемориал памяти жертв 11-М (monumento homenaje a las victimas del 11-M) внутри вокзального помещения. Также в память погибшим был создан "Лес отсутствующих" (Bosque de los Ausentes), церемония открытия которого состоялась 11 марта 2005 года.